СкутерМир: продажа скутеров, ATV, запчастей и экипировки. Ремонт скутеров Eltreco. Велогибриды, электроскутеры и мобилики Скутершоп.ру: скутеры и максискутеры Скутеры Хонлинг в России
Сегодня 26.04.2017

Память «Молота»

Автор: Иван Ксенофонтов, фото автора
07.08.2013
Память «Молота» Версия для печати

Наконец удалось попасть в Вятские Поляны – город, славный первыми советскими мотороллерами «Вятка». И сразу стал искать музей, хотя не очень верилось, что он есть – всё-таки прошло почти 35 лет с момента прекращения выпуска «Вяток» на машиностроительном заводе «Молот»…

Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» сравнительно молодой – с 1940 года. Он был запущен для массового производства ППШ (это стрелковое оружие инженера Шпагина) на период Великой отечественной войны. После войны стали искать мирное применение, массово выпускали патефоны, но они вышли из употребления в 1955 году. Тогда стали осваивать боковые прицепы к мотоциклам ИЖ (с 1956 года) –благо город Ижевск совсем недалеко. И тут «сверху» спустили разнарядку – на мотороллеры, совершенно новый для СССР вид транспорта. Молодой и энергичный директор Фёдор Трещёв ухватился за этот шанс расширить производство и занять людей. Хотя ни опыта проектирования или изготовления мототехники, ни оборудования не было. Даже когда в ноябре 1956-го изготовили первый мотороллер, испытывать его было некому – на всём огромном заводе только у одного человека оказались мотоциклетные «права»!

Первым, что попалось в центре города на глаза, был памятник директору Фёдору Ивановичу Трещёву.
У проходных «Молота». В лучшие годы на заводе работало около 12 тысяч человек.
А это бывший заводской ДК «Победа», построен с размахом, но ныне в автономном плавании.

Вход в музей – с торца здания ДК, надо ещё подняться под самую крышу, на 4-й этаж

Фото 3..

Первая мирная послевоенная продукция «Молота» – патефоны, их выпускали до 1955 года. Кто не знает – это воспроизводящие музыкальные девайсы, работающие без электричества. Проигрыватели и магнитофоны пришли позже

Уже ближе к мотопроизводству – коляски для ижей, их начали выпускать до мотороллеров, с 1956 года. До 2006 года, когда закрылся ижевсктй завод, их было выпущено более трёх миллионов. Были разработаны модели БП-58, БП-62, БП-65, БП-1, БП-2, ВМЗ-9.203. Даже для мотороллеров конкурировавшего завода – тульского, здесь на «Молоте» изготовили партию колясок (200 шт).

Вятка ВП-150 №1 производства ноября 1956 года открывает в музее мотороллерную экспозицию. Конструкция была целиком скопирована с Vespa 150GL образца 1954 г., которую выделяли кузов-монокок и компактный мотор 2Т закреплённый у заднего колеса. ВП-150 строили в течение 1957-67 гг. и всего выпустили 290 467 экземпляров. Любопытно, что этот экспонат имеет сертификат «Памятник науки и техники России» №528.

Эмблема ВП-150
Редкий экспонат – мототакси ВП-150Т, в 1960 году изготовили по заказу ВДНХ 50 таких 3-местных машин

Руль увеличили вширь, отдельно разместили спидометр. Фары не было, эмблема «Вятка» перекочевала на заднее крыло.

Грузовой мотороллер МГ-150 существенно отличался от базовой 2-колёсной «Вятки»: двигатель с колеса перебрался в раму, к нему пристыковали специально разработанный компактный задний мост дифференциалом и механизмом реверса. Также производили модели: МГ-150П – с бортовой платформой, МГ-150С – самосвал, МГ-150Ф – фургон, МГ-150Ц – цистерна. Всего за 1958-68 годы изготовили 74688 таких грузовичков.

Подвеска задних колёс (вверху) – независимая, на продольных рычагах с торсионным валом и фрикционными демпферами, игравшими роль амортизаторов. Внизу показана усиленная передняя рычажная вилка с резиновым буфером.

1975 год – миллионным мотороллером «Молота» стала модель «Вятка-3 Электрон». Её выделял исключительно гармоничный дизайн, который сохранился от модели В-150М 1965 года, но «внутри» было уникальное тиристорное бесконтактное зажигание – такое в СССР ещё не применялось, даже на автомобилях. У В-150М и «Электрона» применялся тот же мотор, что у ВП-150, но он был вынесен внутрь рамы, колесо приводилось цепью внутри кожуха, являвшегося маятником подвески. За 1974-79 гг. сделали 584 403 «Электронов».

Помимо натурных экспонатов в музее хорошо оформленные стенды.
Вот, например, приказ директора о награждении работников в связи с выпуском 100-тысячного мотороллера (в 1962 году).

Редкая фотография опытного мотороллера с коляской (вверху), и экспозиция грузовых мотороллеров (внизу).
В музее есть отчёт о работах по «Вятке-2 В-175» и спортивной В-250.

А это линейка минироллеров ВМЗ-2.503 «Стриж» «второй волны» мотопроизводства – 1999-2002 гг. Белого цвета – самый первый «Стриж», с 50-кубовым мотором своего производства ВП-50. Двигатель обдувался встречным воздухом и размещался в тоннеле между ног, применялась механическая 4-ступенчатая КПП. Колёса – 3,00-10, сухая масса 75 кг, бензобак 6 л.

Двигатель ВП-50, лицензионная копия мотора завода «Симсон» из ГДР. Его мощности в 3,7 л.с. (при 5500 об/мин) хватало, чтобы разгонять экипаж до 60 км/ч. В моторе применялось косозубое зацепление шестерен передачи от двигателя к сцеплению, 4-ступенчатая коробка передач, электронная система зажигания.

У первых «Стрижей» было много чудачеств, например крепление задних амортизаторов или конструкция барабанного тормоза.

Тысячный «Стриж» был уже второго, модернизированного поколения. Всего до 2002 года изготовили 4656 «Стрижа.

Опытный «Стриж», обвешанный пластиком одним нижегородским институтом.
Самая малоизвестная страница истории «Молота» – минибайки ВМЗ-2.605 2003 года. Была изготовлена опытная партия в 50 шт.

Минибайк спортивного вида на 10-дюймовых колёсах.
В комплектацию входили импортная светотехника и передний дисковый тормоз с гидроприводом.

Пульты на руле также были ипортные

Вторая модификация тяготела к стилю эндуро.

Бюджетный вариант с вилкой и тормозами от минироллера «Стриж».

Мотолебёдка Л70 с двигателем, у которого кубатуру увеличили до 70 см3, а мощность – 5 л.с. Такой движок с принудительным воздушным охлаждением пришёлся бы очень кстати на минироллерах, однако в 2003 году все работы по мотонаправлению на «Молоте» были свёрнуты. Всего же за два этапа производства мотороллеров их изготовили около полутора миллионов (1 395 580 обычных 150-кубовых, 4 656 50-кубовых «Стрижей» и 74 688 грузовых 3-колёсных).

Благодарю хранителя музея Гузяль Кагирову и коллекционера Андрея Караваева (Вятские Поляны) за помощь в подготовке материала.

Дополнительно по теме:

Забытый юбилей

Забытый юбилей. Часть 2.

Полвека союзу мотора и педалей

Культур-мультурный поход

Дополнительно по теме: